КИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    |   Статьи    |  Контакт       

Клуб  Собак  Всех  Пород
Киев
   Главная      О Клубе       Породы Клуба       Щенки Клуба      Дрессировочные площадки
ИНТЕРЕСНОЕ О СОБАКАХ

 

* партнеры сайта *
 

 

<< Назад
 
МИФЫ И НАРОДНЫЕ ПОВЕРЬЯ О СОБАКАХ

С давних пор, древнейшие спутники человека собаки, будоражат наше воображение. О самых преданых четвероногих друзьях сложено немало легенд и мифов.
В религиях народов мира можно проследить существование культа животного. Властелин Олимпа Зевс, являясь людям, превращался то в быка, то в лебедя, то в орла. Богиня-мать Исида принимала облик человека с коровьими рогами, а бог Пан шагал, опираясь на козлиные ноги. Древнегреческий бог Анубис представал перед людьми то с собачьей, то с шакальей головой.

ЦерберВ мифах большинства народов собака выполняет роль посредника между людьми и потусторонним миром. Вой собаки часто ассоциируется с предвестником чьей-то близкой или только что наступившей кончины. Египетский бог смерти Анубис, изображавшийся с телом человека и головой собаки, сопровождал усопших в мир иной. Его изображения обнаружены на стенах погребальных камер и гробниц Египта. Он конвоировал души умерших в зал судилища для "взвешивания" их душ на специальных весах, используя в качестве разновесов легчайшие пушинки.

В Египте существует миф об Анубисе, сыне Осириса. Мать Анубиса, опасаясь гонений со стороны всесильной сестры Исиды, спрятала его на берегу моря. Анубису, оставшемуся без воды и пищи, грозила голодная смерть. Однако, Исида, сжалившись, отправила на его поиски собаку, которая нашла его и вскормила своим молоком. Анубис выжил и, повзрослев, принял облик бога с телом человека и головой собаки.

По свидетельству древнегреческого историка Геродота, в Древнем Египте собаке отводилась роль не только охотника, охранника имущества, стража или развлекателя подрастающего поколения, но, прежде всего, божества.

Смерть собаки вызывала погружение домочадцев в глубокий траур. Тело усопшей собаки бальзамировали, оборачивали тонкими тканями и торжественно относили на специальное кладбище для собак, существовавшее в каждом городе. В соответствии с тогдашним обычаем, египтяне брили головы и длительное время не прикасались к еде.

В честь собаки египтянами даже был построен специальный город Кинополис (Город собак). Если кто-то из жителей других городов убивал собаку из Кинополиса, его население считало это достаточным поводом для объявления войны.

ЦерберПытавшихся спрятать тело убитой собаки, все равно находили. Видимо, отсюда и пошло выражение: "Вот, где собака зарыта!"

Персонаж древнегреческой мифологии - трехглавый адский пес Цербер, шея которого была "украшена" грозно шипящими змеями, сторожил выход из мрачного царства Аида от попыток душ умерших вернуться в мир живых. Он впускал туда всех, но не выпускал обратно никого. Чтобы Цербер не сжирал тела усопших, в гробы клали медовые пряники с целью задобрить грозного стража. Лишь Орфею и Гераклу удалось дважды пройти мимо него и вернуться из Аида.

Там, в царстве Аида, на берегах священной реки Стикс водились чудовищные собаки, сопровождавшие свиту великой богини Гекаты. Безлунными ночами она блуждала по дорогам и мимо могил, сопровождаемая собаками, всякого рода привидениями и чудовищами, насылая на спящих людей жуткие кошмары и ужасные сны. Геката считалась помощницей в колдовских делах, чтобы задобрить ее, люди приносили ей в жертву собаку.

Многие ученые древности полагали, что собака обладает божественной сущностью. Греческий философ Сократ имел обыкновение клясться собакой, а премудрый Платон считал ее большим философом.

По возвращении из Египта в Грецию, математик Пифагор настоятельно рекомендовал своим последователям держать собаку у рта умирающего, так как считал, что только эти животные достойны принять отлетающую душу человека, чтобы сохранить его добродетели.

В культах Древней Греции, Рима, Индии, Ирана, Мексики и других стран собака выступала в качестве "охранника" загробного мира душ усопших. По свидетельству великого Гомера, только верный пес Аргус признал постаревшего Одиссея, вернувшегося из долгих странствий и похождений в родной дом и начавшего наводить там надлежащий порядок.

Боги древних греков применяли собак и на охоте, например, богиня Артемида превратила охотника Актеона, проявившего непослушание, в оленя.

Интересно распространение древними греками области почитания собаки на небесные сферы. Восходом Сириуса, признанного звездой собаки, начинался новый год у афинян, а собака легендарного охотника Ориона в знак уважения была превращена древнегреческими астрономами в ярчайшее созвездие на лике Вселенной.

Обратил внимание на собаку и другой известный человек античной Греции - знаменитый Диоген, следовавший в своей жизни заповедям свободы: её символом он считал бездомную бродячую собаку, которая не обременена необходимостью придерживаться правил приличия.

Александр Македонский, познакомившийся с Диогеном, услышал от него такой совет: "Приобрети себе собаку, которая за тебя будет облаивать людей, не нравящихся тебе".

На что Александр воскликнул: "Если бы я не был Александром Великим, то хотел бы быть Диогеном!"

Культ собаки существовал в Перу задолго до культа солнца. Индейцы Аляски вели свое происхождение от местных собак лаек. Эскимосы в древности также считали собаку своим тотемом. Не были исключением индейцы Северной и Южной Америки. Они считали, что их Бог Нагайхо сотворил мир из ничего, создал все вещи, явления природы и живых существ, кроме собаки, которую ему не пришлось создавать, так как, по их мнению, она была всегда.

У ацтеков Северной Америки собака считалась священной. Согласно их воззрениям, душа человека может спастись после его смерти с помощью собаки, которая поможет найти душе человека верный путь в потусторонний мир. Поэтому перед смертью ацтек обязательно смотрел на свою собаку, обнаруживая в ее преданных глазах готовность исполнить любое желание хозяина.

По поверьям индейцев племени сиу, конец света наступит тогда, когда взобравшаяся на Луну старуха закончит вязание корзины. Но всякий раз, когда бабка должна вот-вот завершить свою работу, Большая Собака успевает проглотить бабушкину корзину и тем самым спасает человечество от страшной катастрофы. И по их мнению, именно это является причиной периодических лунных затмений.

В прошлом, папуасы Новой Гвинеи были убеждены в том, что гром вызван лаем собаки, охраняющей границы государства мертвецов. Они также полагали, будто огнедышащей собаке, охраняющей врата рая, за верную службу полагаются все поступающие в рай девственницы.

В сказаниях некоторых африканских народов собака выступает как добытчица огня. Например, племя бако считает, что Всевышний послал людям собаку с пылающей ветвью. С тех пор собакам позволено спать у огня. В другом африканском племени считалось, что людям огонь принесла говорящая собака Рукуба, украв его у бога Ньямурайри. С тех пор существует дружба между человеком и собакой.

Когда-то различные племена Эфиопии полагали, что бог существует в образе собаки. Причем своеобразным индикатором одобрения какого-либо поступка было виляние собачьего хвоста: чем оно было активнее, тем богоугоднее. Если же собака вылизывала человека или часть его тела, то это считалось великой милостью Всевышнего. И, наоборот, злобный лай собаки определенно воспринимался как проявление божьего недовольства. А рычание пса на подданного могло стоить тому головы.

Собаке поручались не только души, но и тела людей. В некоторых странах мира тело усопшего подвергалось поеданию собаками или другими хищными животными. Одним словом, у большинства народов древности собака была окружена большим почетом.

О том, что собака занимала высокий ранг в обществе древних предков туркмен, говорит тот факт, что их бог - Ахура Мазда - весьма гордился тем, что его пес "самоодет, самообут, бдителен, острозуб, рожден охранять людское добро".

Культ собаки был распространен и в древней Месопотамии, куда собаки попали из Центральной Азии еще в незапамятные времена. По преданию древних месопотамцев, именно собака с четырьмя желтыми глазами охраняла мост, ведущий душу покойника в потусторонний мир.

Избиение собаки осуждалось древними ассирийцами и вавилонянами как преступление. Они считали, что убить человека - меньший грех, нежели скормить собаке дурную пищу. Ибо - заявляли древние мудрецы - "не может дом существовать сам по себе, без овчарней собаки, без домашнего пса".

В трех крупнейших мировых религиях собакам приписывается отрицательная роль. У христиан они считались нечистыми животными. Это негативное отношение было и у евреев. Правда, у иудеев есть легенда, реабилитирующая собаку, которая, будучи верным спутником человека, удостаивается чести после смерти попасть на небеса.

У мусульман, у которых собака также считается нечистым животным, некоторые особо отличившиеся верностью собаки имеют право попасть в рай. В 18-ой суре Корана содержится притча о семи спящих. Вот ее содержание.

Семь правоверных молодых мужей, преследовавшихся за веру, скрылись от гонителей в горной пещере.

Один из них взял с собой любимого пса по имени Китмир. Остальные, опасавшиеся того, что собака лаем выдаст их, попытались прогнать ее. Тогда Китмир, которому Аллах даровал способность говорить человеческим голосом, сказал:

"Я люблю каждого, кто дорог Аллаху. Идите же и спите спокойно, а я буду охранять ваш сон!". Так и случилось: 309 лет подряд охранял верный пес покой спящих, пока их не обнаружили в добром здравии.

Но, в то же время, как и в древности, так и в средние века суеверное отношение к собакам, что называется, било через край. Например, пес черного окраса воспринимался маскировочной оболочкой дьявола.

В легендах старой Англии черная собака всегда несла зло, являясь предвестником всякого рода несчастий, болезней, смерти. В Уэльсе, например, все были твердо убеждены: если вблизи дома умирающего человека появляется черная собака, значит душа покойника на том свете обречена на муки вечные.

В XV веке в Европе полагали, будто собака дружит с темными силами. Прежде всего это касалось особей черной масти. Черная собака и дьявол в мышлении средневекового человека ассоциировались со зловещим союзом сил мрака.

В тогдашней Европе широкое распространение получило следующее предубеждение: собаки обладают способностью общаться со всякого рода потусторонними силами. Случалось, что ни в чем не повинных собак - в первую очередь черных - на процессах "ведьм" казнили повешением.

До сих пор чешские пастухи предпочитают собак белой масти. Они считают, что черные собаки могут нанести вред скоту. Однако по их представлениям заболевшую скотину может излечить черная же собака. Для этого достаточно в миску с водой положить горящие угли, а затем облить этой водой черного пса, и все болезни скотины тут же перейдут на собаку.

Еще в XIII веке во Франции существовал культ святого Кинофора. Его имя в переводе с греческого означает "собака". Святой Кинофор являлся покровителем собак.

Легенда гласит, что некий хозяин незаслуженно убил свою собаку мечом. Вскоре после этого его замок сгорает, что было воспринято служащими как возмездие Всевышнего. Они стали поклонятся могиле собаки. Святой Кинофор возвел эту собаку в ранг святых. С тех пор на собачьей могиле стали происходить чудеса: исцелялись больные и увечные.

Несмотря на то, что в средневековом Китае считалось, что собака отпугивает злых духов и прочую нечисть, к черным собакам относились с предубеждением. По мнению китайцев, собаки черной масти могли накликать на хозяев беду.

Однако и сейчас суеверию людей нет границ. В Индии очень популярна йога для собак, занятия которой проводятся в специальной школе йоги. Примерно двести человек, в основном женщины, регулярно приводят своих питомцев на часовые занятия. Поклонники этой школы утверждают, что йога поможет избавить животных от дурного глаза, наветов и всякого рода болезней.

И все же люди пронесли свою любовь к собакам из глубины веков вплоть до сегодняшнего дня, а те, в свою очередь, отвечали на это взаимностью, преданностью, верностью истинных друзей человека.

В Туркменистане тоже существует ряд обычаев и обрядов, связанных с собакой.

Жалобный вой собаки считается нехорошей приметой. В этом случае проводят обряд-худай ёлы - символическое подношение духам во избежание несчастья.

Согласно древнему обычаю, родившегося первенца, перепеленав, клали перед собакой. Если собака, обнюхав ребенка, удалялась, то тогда говорили: "Значит, он ей не нужен". А раз так, значит, его и смерть не возьмет. Вот почему этого ребенка нарекают именем "Италмаз", что в переводе означает "собака не возьмет".

 

 
При размещении материала на других ресурсах, активная ссылка на dog-club.org - ОБЯЗАТЕЛЬНА!